Особенности и недостатки бухгалтерской, финансовой и налоговой отчетности
Бухгалтерская, финансовая и налоговая отчетность, призванные отражать специфические цели и задачи, имеют свои преимущества и недостатки. У всех этих видов отчетности есть общий недостаток: выйдя из рамок шахматного бухгалтерского баланса, эти формы потеряли взаимосвязь между собой. При этом нарушилась их системность и информативность. Чтобы сохранить эту системность, необходимо существенно преобразовать исходный баланс по следующим направлениям.
Автор: Алексей Васильевич Гpaчeв, кандидат экономических наук, доцент Академии управления РАГС при Президенте РФ.
В бухгалтерском учете шахматный бухгалтерский баланс и главная бухгалтерская книга являются основой для составления бухгалтерской, финансовой и налоговой отчетности. Каждая из этих видов отчетности преследует определенные цели:
1) бухгалтерская отчетность (форма № 1) отражает изменения в активах и капитале за отчетный период исключительно на фиксировании остатков по счетам бухгалтерского учета. Большего при этом не требуется: обороты по счетам остаются вне поля зрения, взаимосвязь конкретного вида актива с конкретным видом капитала не анализируется, причины изменения валюты баланса не увязываются ни с доходом предприятия, ни с направлениями использования этого дохода.
Вследствие этого бухгалтерский баланс всего лишь в сжатом виде констатирует что было и что стало, все хозяйственные операции при этом спрессованы и выражены скороговоркой.
Основное преимущество шахматного баланса — полнота и информативность — в бухгалтерской форме теряется, все дальше отодвигается форма (актив) от содержания (пассив) хозяйственных операций, все больше возникает трудностей в прочтении и понимании данного документа.
Понятно, что бухгалтерский баланс, отделенный от шахматного, утрачивает системность, присущую шахматному балансу, что затрудняет анализ финансово-экономического состояния предприятия и может привести к ложным выводам о платежеспособности и финансовой устойчивости;
2) финансовая отчетность (форма № 2) нацелена на развернутое отражение финансового результата от основной деятельности, внереализационных и прочих операций.
В свою очередь, взаимосвязь финансового результата с активами и капиталом предприятия остается за рамками данной формы. С другой стороны, не подвергается анализу вся величина дохода, полученного предприятием, а приоритет отдается только одному из элементов дохода — балансовой прибыли.
При этом определение величины балансовой прибыли никак не увязывается с формами ее выражения: денежной и натурально-вещественной. Понятно, что если бы такое представление прибыли существовало в форме № 2, то были бы понятны и направления ее использования, и источники возникновения. Но главное — директору предприятия было бы ясно, где она находится и в каких активах выражена, а также определены ограничения по ее использованию. Такой подход позволяет избежать распространенной точки зрения на прибыль: вся прибыль предприятия выражена исключительно в денежной форме и «располагается» на расчетном счете.
Аналогичные рассуждения характерны и для таких категорий, как выручка, износ, заработная плата и налоги.
Поэтому, несмотря на то, что финансовая отчетность представлена в стоимостном выражении, ее наполнение явно недостаточно для объективного понимания разделов формы вообще и финансового результата в частности;
3) налоговая отчетность предназначена для расчета налогов, неналоговых платежей и сборов в отчетном периоде. В этом смысле каждая из налоговых форм представляет собой отдельный раздел из шахматного баланса, поэтому взаимосвязь между балансом и налоговой отчетностью очевидна.
Но при составлении налоговой отчетности не учитывается важнейшее обстоятельство: начисление налогов, как правило, проводится в натурально-вещественной форме, а их перечисление — исключительно в денежной. Разрыв между формами начисления налогов и их выплатой непосредственно отражается на финансово-экономическом состоянии предприятия.
Ведь отсутствие денежных средств на выплату налогов при избытке источников на их выплату в натурально-вещественной форме толкает предприятие на получение заемных средств в денежной форме, что не способствует укреплению его устойчивости.
Действительно, для выплаты налогов необходимо наличие у предприятия собственных средств в денежной форме. Эти собственные средства еще надо заработать или иметь. В случае их отсутствия привлекаются заемные, которые также надо покрывать собственными. Разумеется, недостаток собственных средств в денежной форме растет.
Поэтому в целях исполнения налоговых обязательств и устранения негативных ситуаций необходим постоянный учет собственных средств в денежной форме.
Таким образом, бухгалтерская, финансовая и налоговая отчетность, призванные отражать специфические цели и задачи, имеют свои преимущества и недостатки. Но у всех этих видов отчетности есть общий недостаток: выйдя из рамок шахматного бухгалтерского баланса, эти формы потеряли взаимосвязь между собой. При этом нарушилась их системность и информативность.
В целом вычленение каких-либо форм отчетности из единого шахматного баланса для анализа движения активов и капитала за отчетный период разрушает единую стройную систему, присущую бухгалтерскому балансу.
Следовательно, для того чтобы сохранить эту системность и в то же время сформировать бухгалтерскую, финансовую и налоговую отчетность, необходимо существенно преобразовать исходный шахматный бухгалтерский баланс.
Эти преобразования должны идти по следующим направлениям:
переход от бухгалтерских счетов к укрупненным объектам учета, сгруппированных по единым тематическим признакам (скажем, денежные средства, начисления, валовая выручка и другие);
определение стыковочных «узлов» между различными формами отчетности;
установление механизма взаимосвязи между общими элементами этих форм;
максимальное сохранение внутреннего содержания каждой формы при незначительных редакционных изменениях;
экономическое прочтение бухгалтерской, финансовой и налоговой отчетности в едином формате.
Результатом этих преобразований является аналитический документ, который обобщает в себе эти формы отчетности так, что индивидуальность каждой формы не меняется, а взаимосвязь между ними становится явной. При этом каждая форма отчетности отражается на фоне других форм, а раз так, то анализ, оценка и управление финансовой устойчивостью предприятия качество повышаются.
С другой стороны, отдельные элементы данного аналитического документа, входящие в состав этих форм, сразу получают тройное толкование — с точки зрения бухгалтерского, финансового и налогового учета. Если, например, речь идет о финансовом результате, то немаловажно знать его форму выражения, достаточность для покрытия оставшихся долгов и обязательств, а также возможности экономического роста и дальнейшего развития.
Несомненным преимуществом такой сводной формы является возможность экономического прочтения одновременно бухгалтерской, финансовой и налоговой отчетности. Фактически это дает следующее — если директору предприятия, а также руководителям других служб и подразделений будет понятна эта универсальная таблица с данными за отчетный период, то будет понятна и вся действующая отчетность, поскольку анализируется всего лишь один, но объемный по информации документ, а не десяток пусть важных, но разрозненных документов, налоговых расчетов и справок.
Совершенно очевидно, что анализ финансово-экономического состояния предприятия становится оперативным — его можно проводить уже ежедневно, еженедельно и ежемесячно, но не только раз в квартал по результатам отчетного периода. При этом управление по отклонениям гибко реагирует на ухудшение состояния, не допуская снижения экономического потенциала и выхода собственного капитала за рамки установленной зоны финансово-экономической устойчивости в отчетном периоде.
Задавая какие-либо контрольные цифры или ориентиры на конец отчетного периода, можно получить области или установить граничные условия, например, на использование собственных денежных средств и привлечение заемных, предполагаемый финансовый результат, рентабельность продаж, собственного капитала и активов.
Результатом таких расчетов может стать устойчивая область финансово-экономического равновесия, ориентированная на данное предприятие с учетом специфики его работы, сложившихся партнерских связей, поставленных целей и задач. Директор предприятия получает при этом исчерпывающую информацию, которая понятна и читабельна, а процесс управления становится «прозрачным» и контролируемым.
За матеріалами hitjob.com.ua
всі новиниРоздрукувати сторінку
Нагору НазадРобота в регіонах
Місто
Вак.
Рез.
6326
5229
234
8
241
9
421
91
235
7
Робота в Володарськ-Волинському
247
7
241
7
402
80
268
20
227
5
230
6
268
31
226
5
342
58
246
17
230
6
236
5
248
11
231
10
226
5
225
5
240
5
232
0
Робота в Україні
Статистика зарплат
Середня зарплата в Житомирі складає:
- по резюме 0 грн.
- по вакансіях 20750 грн.
Jobs.zt.ua
- 8320 грн.
за даними Статуправління
Корисні сервіси
Корисні поради
Чому роботодавці не вказують в оголошеннях зарплату: поради hr-експертки, які вакансії оминати
Не вказана в оголошеннях зарплата часто є найменшою проблемою. Попри світо ...
Тренди українського фрилансу-2023: прогноз від Freelancehunt
Світова платформа Exploding Topics та український сервіс фрилансу Freelanc ...
Вигорання під час війни: як залишатися ефективним на роботі – поради експерта
Війна стала важким тягарем для ринку праці. За оцінками соціологічної груп ...